Антенны
Автомобильная КВ антенна 

          Сделать быстосъемную антенну на машину для возможности поработать на КВ при небольших выездах на природу хотелось давно. Вот только информации по таким антенам в интернете крайне мало. Всего пара публикаций. Гораздо больше реплик типа "работать не будет!". Однако сам уже неоднократно работал с экспедициями, работающими иной раз даже с движущегося автомобиля. 

          Через энное время в голове сложилась примерная конструкция. Поскольку в данный момент возможности заказывать изготовление "токарных" деталей нет, решил сделать некий кустарный "экспериментальный прототип", чтобы в дальнейшем, при изготовлении законченной конструкции учесь ошибки и недостатки. 
         Излучающий штырь использован от автомобильной антенны для магнитолы. К сожалению, провод, заделанный в пластиковый прут, достаточно тонкий, менее 1 миллиметра. На местном автомобильном рынке была выбрана самая длинная из имеющихся в наличии, длинной 2 метра. Удлинняющая катушка была сделана из дерева диаметром 26 мм (использован имеющийся в наличии деревянный кругляк) и длинной 170 мм. С одной стороны в торец кругляка закреплено "родное" крепление антенны, с другой стороны установлен резьбовой разьем наподобии СР-50. Сама катушка намотана медным проводом диаметром 2 мм с таким-же шагом. Длина намотки 150 мм. Намотка производилась двумя сложенными вместе проводами, один из которых играл роль "формирователя шага намотки" и, по окончанию намотки, был удален. Однако , в результате реальный шаг намотки оказался больше. Каждый виток "точечно" закреплен клеем "Момент". Вдоль катушки, по вертикали, каждый виток был зачишен по длине примерно 5 мм и облужен. Верхний конец катушки закреплен под крепление антенны, нижний никуда не подключен. От разъема сделан небольшой гибкий проводник в изоляции, оканчивающийся небольшим "крокодилом". Таким образом, можно оперативно изменять количество витков удлинняющей катушки и перестраивать ее на необходимый диапазон. 
            В ближайший выходной при выезде на садовый участок антенна была испытана и "промерeна" антенным анализатором MFJ-259.
        В процессе изменений была выявлена неприятная особенность - антенна "категорически отказалась" строится выше 24 МГц. Наиболее вероятно, обьясняется это наличием своеобразной удлинняющей катушки в виде стальной пружины крепления. так что на первом этапе от 10 метрового диапазона пришлось отказаться. Да и всей длины катушки оказалось достаточно только до 20 метров (а так хотелось захватить кусочек 40 метрового диапазона в районе 7.080 МГц!).
           Далее, в процессе измерений, выяснилось, что начиная с 18 МГЦ начинает резко расти минимум КСВ (2 и более). Причиной этого оказалась недостаточная ёмкостная связь с крышей автомобиля ("землей-противовесом") из-за малого диаметра магнитного основания. Пришлось оперативно сделать "заземление" на кузов. Подключение к кузову в самой ближайшей возможной точки с одной стороны оказалось недостаточным и пришлось сделать аналогичное подключение с другой стороны. После подключения "заземления" перестала также смещатся резонансная частота антенны при "заземлении" корпуса входного разьема на "массу" автомобиля в салоне.
 
         Некоторые результаты измерений (вообще были промерены все витки катушки на наличие наилучшего резонанса).
Частотота Число витков SWR Сопротивление Частота min.       Частота max.  
                                                                   при SWR до 1.5  при SWR до 1.5
25.040         1                 1.1        48                 24.700                  25.450
24.875         3                 1.1        48                 24.300                  25.250
21.890       10                 1.2        48                 20.840                  22.240
17.860       17                 1.2        35                 17.680                  18.240
14.110       34                 1.1        48                 14.000                  14.310

       Конечно, прежде чем делать такую конструкцию, следовало-бы попытаться смоделировать сначала поведение такой антенны например, в "MMAN-e". Но все делалось быстро накануне выходных...
         Впрочем, данный эксперимент я считаю вполне удачным, так как помимо нахождения некоторых неочевидных "граблей" в конструкции было проведено и несколько тестовых связей (трансивер YAESU FT-840 при выходной мощности примерно в 30 Ватт - больше не позволяла просадка питания в питающих проводах - выяснился "узкий" момент в питающем хозяйстве). Самое большое расстояние - до RA0WWW/P ~ 2200 км - и это при почти полном отсутствии прохождения! 

В итоге несколько выводов: 
- Питание штыря через пружину у основания крепления недопустимо!. Помимо того, что ограничивается верхняя частота антенны, появляется и нестабильность настройки - витки пружины при отклонении антенны от вертикального положения замыкаются друг с другом, вызывая изменение электрической длинны. 
- Ёмкости между магнитным основанием и кузовом машины недостаточно для эффективной работы крыши в качестве противовеса, поэтому необходимо подключение к кузову в ближайшем доступном месте и настройка удлинняющих катушек с учетом этого подключения. 
(Хотелось бы применять магнитное основание большого диаметра, однако, как мне кажется, и оно будет проигрывать реальному подключению к кузову.) 

Часть вторая - избавление от "граблей и приобретение новых" - читайте на
http://ra9woy.qrz.ru/autoant2.htm

Источник: http://ra9woy.qrz.ru/

Категорія: Антени КХ та УКХ | Додав: us0kf (07.12.2008)
Переглядів: 639
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]